Не надо быть почерковедом,
чтобы в большинстве случаев, за очень редким исключением, безошибочно отличить
мужской почерк от женского, а детский от взрослого.
Известно,
что почерк в некоторой степени «привязан» к нашей личности, и поэтому он
испытывает изменения параллельно с ней.
Например,
мы все замечем, как наш почерк изменяется с возрастом. (Только
без иронии! И не надо говорить, что у дряхлой старушки
просто руки трясутся – вот тебе и изменения в почерке!)
На
манеру письма влияет настроение, самочувствие, даже положение человека,
занимаемое им в обществе. Особенно это хорошо заметно, если анализировать
почерк одного и того же человека, продвинувшегося по карьерной лестнице.
Классическим
примером тому могут послужить модификации почерка Наполеона (их у него
насчитывают около семи), по которым видны взлеты, победы, триумфы и поражения
Наполеона, его состояние на острове Святой Елены.
В
арсенале каждого из нас найдется пара-тройка почерков на любой случай: для
записей в блокноте и в дневнике, для посланий личного характера, для
официальных бумаг и т.д. На самом деле, эти «почерки» – лишь модификации
одного, просто изменяется наклон, размер букв, оформление или все вместе.
Сегодня
разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает
определенную внутреннюю черту личности. Остановимся на самых общих:
# крупный почерк бывает у людей с
обостренным чувством собственного достоинства, порой непрактичных,
самонадеянных, коммуникабельных, энергичных;
# мелкое письмо – у сдержанных,
осмотрительных людей;
# предприимчивые люди, способные легко
ориентироваться в незнакомой обстановке, пишут, как правило, бегло и
размашисто;
# у человека уравновешенного,
постоянного во взглядах и привязанностях, ровного в отношениях, почерк
разборчивый, аккуратный, не очень старательный, буквы не одинаковые по высоте,
без сильного нажима, с равными промежутками между словами;
# если буквы в словах стоят отдельно
друг от друга – слабая воля, слитно – хорошая стрессоустойчивость;
# с сильным нажимом пишут люди
критичные, склонные к проявлению силы;
# небольшое расстояние между соседними
словами может указывать на слабовыраженное чувство субординации;
# излишнюю осторожность выдают большие
пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова;
# в бодром, энергичном, приподнятом
состоянии духа строчки при письме стремятся вверх, в угнетенном – «ползут»
вниз;
…и
т.д. – великое множество признаков и характеристик! Известно, что по почерку
хороший специалист может даже поставить диагноз человеку с психическими
расстройствами не хуже, чем врач.
Видимо,
и впрямь почерк – своеобразный «слепок» личности. Но есть, где разгуляться и
скептикам: наука-то графология (графометрия)
неточная, несмотря на возраст.
Но
если, глядя на чужой (кто знает, может, и свой?) почерк, вы проявите некоторую
наблюдательность и сможете увидеть за ним живого человека, то ради этого стоило
потревожить полузабытую науку.